Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственными и муниципальными услугами понимаются действия органов власти и местного самоуправления, которые они обязаны выполнить в отношении гражданина или организации, то есть все, на что получатель имеет право при наличии соответствующих условий и что он вправе потребовать от государства по закону: выдача паспорта или пособия, приобретение статуса безработного, регистрация недвижимости, предоставление субсидий, справок и различных выписок, консультирование, информирование и ряд других услуг, перечень которых является открытым и ограничивается лишь возможностью осуществления такой деятельности в пределах компетенции соответствующих органа или учреждения.
Оказание указанных услуг, как и реализация большинства государственных и муниципальных функций, может осуществляться лишь при наличии соответствующих оснований, в качестве которого в данном случае выступает обращение (заявление) гражданина или юридического лица.
При этом административный регламент выступает в качестве основного документа, определяющего порядок предоставления соответствующей государственной и муниципальной услуги, и определяет основные стадии реализации услуги, а также ряд иных юридически значимых критериев, направленных на соблюдение требований законности при предоставлении такой услуги.
Вместе с тем, нередко заявители сталкиваются с фактами неправомерных действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц органов власти и местного самоуправления, не выполняющих свои прямые обязанности.
В связи с этим законодатель установил виды ответственности, предусматривающие наказание за несоблюдение чиновниками требований законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
В частности, в соответствии с частями 1-3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено применение наказаний в виде штрафов:
- за нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, повлекшее непредоставление услуги заявителю либо ее предоставление с нарушением установленных сроков;
- требование уполномоченными лицами для предоставления государственных или муниципальных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению.
Более строгое наказание в виде дисквалификации должностного лица (лишения на определенный срок права занимать руководящие должности) может быть применено судом при совершении указанных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
К субъектам правонарушений законодатель отнес должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов, ответственных работников многофункциональных центров, государственных учреждений и иных организаций, осуществляющих соответствующие функции.
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком:
- приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы;
- оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы.
При этом приемка результатов исполнения контракта, их оплата осуществляются в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо заказчиком направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
На практике заказчики и поставщики в силу объективных и субъективных причин зачастую не выполняют указанные требования закона, что влечет негативные последствия как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для охраняемых законом интересов общества и государства.
Кроме того, законодатель ввел административную ответственность за ненадлежащее выполнение условий контракта.
Так, в соответствии с ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Также законодатель установил административную ответственность для должностных лиц заказчика, предусмотренную ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Наказание по указанной статье предусматривает наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а за повторное нарушение - дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Прокуратура разъясняет: «Вступили в силу изменения в Уголовных кодекс Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» с 7 января 2019 года вступили в силу изменения, предусматривающие уголовную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В новой редакции ч. 1 ст. 282 УК РФ уголовной ответственности подлежат только лица, совершившие действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», после их привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
При этом, за аналогичные действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой, привлечение к административной ответственности в течение предшествующего года для привлечения к уголовной ответственности не требуется (ч. 2 ст. 282 УК РФ).
Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления
Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле.
Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом (статья 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционные жалобы, представления рассматриваются: 1) районным судом - на решения мировых судей; 2) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов; 3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации - на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации - на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции; 4) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции.
Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Что нужно учитывать гражданину при направлении обращений
Порядок оформления и рассмотрения письменных обращений регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В своем письменном обращении гражданин в обязательном порядке должен указать наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, изложить суть предложения, заявления или жалобы, поставить личную подпись и дату.
В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент Интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются только при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.
При необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Без разрешения может быть оставлено обращение, если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.
Обращение может быть подано по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования (электронная почта), через ящик для заявлений и обращений, а также путем подачи на личном приеме.
Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Разрешаются обращения в течение 30 дней со дня их регистрации. В случае необходимости проведения дополнительной проверки, запроса материалов, срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В таких случаях автору обращения направляется соответствующее уведомление с указанием причин задержки и характере принимаемых мер.
Стоит отметить, что в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.
Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.
Прокуратура района обращает особое внимание на то, что несогласие с ответом не свидетельствует о нарушении прав гражданина и не может являться основанием для привлечения должностного лица к ответственности. Основная рекомендация для граждан в случае нарушения их прав: обращаться следует непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное требование к гражданину закреплено в ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Предусмотрена возможность восстановления срока уплаты административного штрафа в льготном размере
7 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 513-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31.8 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с внесенными изменениями статьи 31.8 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнены положениями, устанавливающими порядок восстановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление по делу об административном правонарушении, срока, установленного для уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа, в случае если копия соответствующего постановления, направленная по почте заказным почтовым отправлением, поступила в адрес лица, привлеченного к административной ответственности, после истечения указанного срока.
Так, в случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.
Для сведения, речь идет об уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.
Зарегистрировать ИП или юридическое лицо можно будет бесплатно
Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ внесены изменения в часть 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Согласно изменениям, в случае направления необходимых документов в регистрационный орган в электронной форме, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная пошлина не уплачивается:
- за государственную регистрацию юридического лица;
- за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства;
- за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанные изменения вступили с законную силу с 01.01.2019.
Что делать, если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО?
ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности, объектом страхования которого являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.
Для заключения договора ОСАГО страхователь вправе обратиться в любую страховую организацию, осуществляющую обязательное страхование, которая не вправе отказать в заключении договора при предоставлении страхователем всех необходимых документов.
Если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО, то владелец вправе обратиться в районный суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом компания должна возместить страхователю причинные убытки.
В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления его в законную силу.
Для привлечения страховой организации к административной ответственности за необоснованный отказ в заключении договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при его заключении следует обращаться в Банк России.
Вместе с тем, привлечение страховой организации как к административной, так и гражданско-правовой ответственности возможно только при наличии доказательств.
Отказ в заключении договора ОСАГО может быть зафиксирован не запрещенными законом способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств (включая информацию о том, где, при каких обстоятельствах и с какой целью производилась запись; электронную дату фиксации нарушения), а также доказан показаниями свидетелей и соответствующими документами, позволяющими сделать вывод о факте правонарушения.
Ответственность за самовольную перепланировку жилых помещений
Несоблюдение установленных правил при переустройстве и перепланировке жилых помещений может повлечь серьезные последствия, как для самого собственника жилого помещения (нанимателя), так и других жильцов многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения - изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
ЖК РФ допускает переустройство и перепланировку жилых помещений при наличии проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по согласованию с органом местного самоуправления. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные в отсутствии решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. Согласно ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
За самовольное переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена административная ответственность по ст. 7.21 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 1500 рублей.
Самовольная перепланировка жилых помещений для граждан в многоквартирных домах может повлечь административный штраф от 2000 рублей до 2500 рублей.
Изменения в правилах регистрации автомобилей
Приказом МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 установлены новые правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с нововведениями увеличен максимальный срок хранения регистрационных знаков при смене автомобиля - с полугода до года, также увеличен и срок действия регистрационных знаков «Транзит», теперь вместо 20 он составляет 30 суток. Приказом упрощена процедура замены двигателя транспортного средства. В частности, в случае его замены на аналогичный по типу и модели сведения о нем будут вноситься в базу данных при проведении регистрационных действий по результатам осмотра. Причем документы на него не потребуются. А регистрация транспортного средства, принадлежащего двум и более собственникам, возможна за одним из них при наличии письменного согласия всех остальных. Такое согласие необходимо подавать в регистрационное подразделение Госавтоинспекции.
Кроме того, новыми правилами предусматривается возможность постановки на учет транспортных средств с электронными ПТС, оформление которых станет обязательным с 1 ноября 2019 года. При этом паспорт транспортного средства, взамен которого будет оформлен электронный паспорт, начнет считаться недействительным с даты оформления такого паспорта.
Изъятое водительское удостоверение может быть возвращено только после уплаты штрафов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2018 № 1210 внесены изменения в Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно указанным Правилам изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, по истечении срока лишения этого права.
В соответствии с внесенными изменениями помимо успешного прохождения проверки знаний правил дорожного движения в ГИБДД условием для возврата водительского удостоверения является наличие в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об уплате наложенных на водителя административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения. Документы, свидетельствующие об уплате таких административных штрафов, могут быть представлены в документальном виде.
Обязательное медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством для возврата удостоверения требуется для лиц, лишенных водительских прав в случае совершения правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), частью 1 статьи 12.26 (невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), а также частью 3 статьи 12.27 (невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования).
Упрощен порядок принятия решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме
9 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2018 № 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Федеральным законом № 435-ФЗ упрощается порядок принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Так, необходимое для принятия указанного решения число голосов уменьшается с двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме до пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов таких собственников.
Уголовная ответственность за уклонение граждан от уплаты налогов
В соответствии со статьей 198 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность физических лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста (индивидуальных предпринимателей и лиц, не являющимся таковыми) в случае их уклонения от уплаты налогов, сборов, а также страховых взносов путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем указания в декларации (документах) заведомо ложных сведений. При этом, сумма, подлежащая уплате, должна составить крупный или особо крупный размер.
Крупным размером признается сумма налогов за три финансовых года подряд более 900 000 рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм в совокупности либо превышающая 2,7 млн. рублей. Особо крупным размером считается сумма налогов, составляющая за три финансовых года подряд более 4,5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности либо превышающая 13,5 млн рублей.
К примеру, наступление уголовной ответственности при неуплате налогов возможно в случае получения гражданином дохода от сдачи имущества в аренду, который незадекларирован и сумма исчисленного налога (НДФЛ) составила крупный или особо крупный размер; непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов от продажи гражданином недвижимого имущества, находившегося в собственности менее трех лет; получение зарплаты «в конверте».
Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела статья 32 Налогового кодекса РФ обязывает налоговый орган направлять в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий:
— в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);
— суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
— размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления.
Наказание за уклонение от уплаты налогов в крупном размере предусматривает лишение свободы на срок до одного года, в особо крупном размере – до трех лет.
В том случае, если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но при этом исчисленный на основании данной декларации налог не уплачен, привлечение к уголовной ответственности недопустимо. Вместе с тем, при таких обстоятельствах возникает основание для применения налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40%, если неуплата допущена умышленно (п. п. 1, 3 статьи 122 НК РФ).
В случае совершения гражданином преступления впервые, а сумма недоимки полностью уплачена, то он освобождается от уголовной ответственности.
Продлен мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса до 31 декабря 2020 года
Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст. 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» ввел с 1 января 2019 года до 31 декабря 2020 года новый период «надзорных каникул», то есть запрет на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Новый период моратория на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса распространяется на виды государственного контроля (надзора), которые не перешли на риск-ориентированный подход, а также на все виды муниципального контроля.
Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности).
Также в число исключений входят:
плановые проверки лиц, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения, или к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;
проверки по лицензируемым видам деятельности;
проверки по ряду видов федерального государственного контроля (надзора), включая надзор в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за обеспечением защиты государственной тайны, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, надзор в области использования атомной энергии, государственный пробирный надзор.
Итоги первого моратория на проведение плановых проверок, который заканчивается в 2018 года, показывают высокую эффективность данного инструмента для развития малого бизнеса.
Отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства осуществляется в соответствии с критериями, установленными ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
С 1 января 2019 г. на 25% увеличена фиксированная выплата к страховой пенсии
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1441 лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности, устанавливается повышение фиксированной выплаты в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности.
Установление повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности гражданина Российской Федерации, обратившегося с заявлением об установлении соответствующей страховой пенсии (о назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера и переводе с одного вида пенсии на другой вид).
Подробный список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение фиксированной выплаты, и правила исчисления периодов работы, дающей право на такую выплату, определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440.
Вступил в силу Закон о защите животных
Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования, предъявляемые к содержанию домашних и диких животных, а также ответственность за их несоблюдение.
Закон включает в себя, понятийный аппарат, основные принципы обращения с животными (отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; ответственность человека за судьбу животного; воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным; научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства).
Устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными, регламентирует требования к содержанию и использованию животных, устанавливает требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Так, в частностиПравительство Российской Федерации утверждает перечень животных, запрещенных к содержанию и случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию; устанавливает перечень случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности; утверждает перечень потенциально опасных собак.
Установлениепорядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них и порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Закон полностью запрещает убийство животных под любым предлогом и предусматривает создание специальных приютов. Кроме того, запрещены бои с участием животных, запрет на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещения в приют. Помимо этого, введен запрет на содержание диких животных в квартирах и домах, запрет на контактные зоопарки в торговых центрах и торговля животными в местах, не предназначенных для этого.
Также установлены требования по содержанию животных, используемых в культурно-зрелищных целях (зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, океанариумах, дельфинариях). При этом их деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Настоящий закон вступил в силу с момента его опубликования 29.12.2018, за исключением ч. 6 ст. 13 (выгул потенциально опасных собак), ст. 15 (требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях), ст. 16 (приюты для животных), ст. 18 (организация мероприятий по обращению с животными без владельцев), ст. 19 и ст. 20 (государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными), ст. 22 (конфискация диких животных), которые вступают в силу с 01.01.2020.
Предусматривается, что животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
На территории Российской Федерации ужесточены правила хранения пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к огнестрельному оружию
Федеральным законом от 19.07.2018 № 219-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии». Правительством Российской Федерации в рамках реализации норм данного Федерального закона, Постановлением от 19 декабря 2018 года № 1591, определены условия хранения пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
Установлено, что принадлежащие гражданам Российской Федерации инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох и капсюли), должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Порох и капсюли для самостоятельного снаряжения патронов, как правило, хранят охотники и владельцы гладкоствольного оружия, занимающиеся спортивной стрельбой.
Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 16 января 2019 г.
Что делать в случае предоставления коммунальных услуг, в том числе отопления, ненадлежащего качества
В соответствии с п.150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее–Правила), исполнитель (управляющая организация), допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества либо с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом Х Правил.
Основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу является акт о некачественном предоставлении данной услуги, в том числе услуги по отоплению, составленный по окончании проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной или устной форме (в том числе по телефону), при этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение, номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации.
В соответствии с п. 110 (1) Правил в случае не проведения проверки управляющей организацией указанный акт может быть составлен непосредственно собственником жилого помещения и подписан председателем совета многоквартирного дома (старшим по дому) и не менее чем двумя жителями многоквартирного дома.
Для получения субсидий по оплате жилищно–коммунальных услуг с 01.01.2021 года гражданам не нужно будет доказывать отсутствие задолженности
Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ внесены изменения в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся получения субсидий.
Согласно внесенным изменениям в Жилищный кодекс РФ, отказ в предоставлении гражданам таких субсидий возможен будет лишь при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение будет получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Указанный закон вступит в силу с 1 января 2021 года.
Права потребителя при передаче ему товара (выполнении работы, оказании услуги) ненадлежащего качества
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе предъявить указанные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
В случае отказа в добровольном удовлетворении требований потребителя, защита прав потребителей осуществляется в судебном порядке.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Ограничен размер процентов по потребительским кредитам
Опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 N 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Изменениями устанавливается, что процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не может превышать 1% в день. При этом запрещается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребкредита, а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), срок возврата по которому на момент его заключения не превышает 1 год, после того, как сумма начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату, достигнет полуторакратного размера суммы предоставленного потребительского кредита.
Также вводится специальное регулирование договоров потребительского кредита без обеспечения, заключенного на срок, не превышающий 15 дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Для таких займов устанавливается правило, согласно которому кредитор не сможет начислять проценты и меры ответственности по договору потребительского кредита (займа), за исключением неустойки (штрафа, пени) в размере 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки, после того, как сумма платежей достигнет 30% от суммы потребительского займа. При этом ежедневная сумма платежей не должна превышать частного от деления максимально допустимого значения суммы платежей на 15. Таким образом, за кредит на сумму не более 10 000 рублей на срок не более 15 дней заемщик будет обязан заплатить не более 3000 рублей.
Устанавливается, что требовать исполнения обязательств по кредитам не смогут физические и юридические лица, в случае если первоначальный кредитор не являлся лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов, а новый кредитор на момент уступки прав требований по договору займа не являлся профессиональным коллектором, лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов, специализированным финансовым обществом или физическим лицом, указанным в письменном согласии заемщика.
Предусматривается поэтапное вступление законопроекта в силу. Так, по истечении 30 дней после дня опубликования законопроекта будет введено ограничение процентов по займу в размере 1,5% в день и максимальный размер неустойки - 2,5 размера суммы займа; с 1 июля 2019 года ограничение по начислению неустоек будет установлено в размере двукратной суммы займа; с 1 января 2020 года введены положения о максимальном размере неустоек полуторакратной суммы займа и максимальный процент - 1% в день.
Федеральный закон вступает в силу с 28 января 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Как вернуть автомобиль, если его эвакуировали
Согласно части первой статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение водителем правил дорожного движения, в том числе неправильную парковку, автомобиль могут отправить в ближайшее специально отведенное охраняемое место – специальную стоянку – и хранить там до устранения причины задержания, а в определенных случаях – до уплаты административного штрафа. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте, если причина задержания автомобиля устранена до начала движения эвакуатора.
В случае если водитель не обнаружил автомобиль на месте стоянки, то необходимо выполнить следующие действия:
– позвонить в ГИБДД по телефону 02 или 112 и узнать местонахождение автомобиля;
– в подразделении ГИБДД получить копию протокола об административном правонарушении или копию протокола о задержании транспортного средства с отметкой должностного лица об устранении причин задержания, предъявив документы на автомобиль;
– оплатить на специальной стоянке стоимость перемещения транспортного средства (важно, что в случае если автомобиль находился на специальной стоянке более суток, то оплате также подлежит стоимость его хранения).
Возврат автомобиля осуществляется на основании заявления водителя и предъявления документов на автомобиль, а также копии протоколов ГИБДД с соответствующими отметками.
Отсутствие опознавательного знака «Шипы» исключено из перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
С 8 декабря 2018 года отсутствие опознавательного знака «Шипы» исключено из перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
С указанной даты вступает в силу Постановление Правительства от 24.11.2018 № 1414, отменяющее абзац 3 пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Ранее, на транспортных средствах, имеющих ошипованные шины, должен был быть установлен опознавательный знак «Шипы».
Следовательно, с 08.12.2018 водители транспортных средств не подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за управление автомобилем без указанного знака.
На кого возложена ответственность за своевременную проверку технического состояния индивидуальных приборов учета газа воды и электричества
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 81 постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Если поверка вовремя не проведена, прибор учета считается неисправным, что влечет негативные последствия для собственника жилья в виде оплаты коммунальных услуг по нормам потребления.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно подп. «г» п. 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В свою очередь специализированная энергоснабжающая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления энергии в ситуации, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Недобросовестные коммерческие организации зачастую пользуются доверчивостью граждан и нежеланием оплачивать коммунальные услуги по нормам потребления, и, используя схожие со специализированными энергоснабжающими организациями символику, логотип, наименование, предлагают услуги по поверке исправных приборов учета, либо замене их до истечения сроков учета межповерочного интервала.
В случае если гражданин столкнулся с незаконной деятельностью недобросовестных лиц в рассматриваемой сфере он вправе обратиться с соответствующим обращением в правоохранительные органы (полицию).
Порядок действий лица, нашедшего потерянную (забытую) вещь, несоблюдение которого исключает правомерность владения, пользования и распоряжения этой вещью.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Хищение чужого имущества, совершенное тайно, называется «кражей» и, в соответствии с ч. 1 ст. 158 УК РФ, наказывается:
- штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
- обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов;
- исправительными работами на срок до одного года;
- ограничением свободы на срок до двух лет;
- принудительными работами на срок до двух лет;
- арестом на срок до четырех месяцев;
- лишением свободы на срок до двух лет.
В силу ст.ст. 227, 228, 229 Гражданского кодекса Российской Федерации нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта.
Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.
Кроме того, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.
Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.
Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь, кроме того, он вправе также потребовать вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов от ее стоимости. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.
Вместе с тем право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.
«Невозвратные билеты» в поездах дальнего следования
1 января 2019 г. вступили в силу Федеральный закон от 18.04.2018 № 73-ФЗ «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и приказ Минтранса России от 18.09.2018 № 334 «О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 473».
Указанными нормативными документами вводится возможность приобретения «невозвратных билетов» на поезда дальнего следования.
Стоимость такого билета можно будет вернуть только в случаях:
- внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного);
- смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами;
- отмены отправления поезда или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в таком проездном документе (билете).
Также вводится обязанность перевозчика (уполномоченного им лица) убедиться в том, что пассажир проинформирован о возможности приобретения билета в поезд дальнего следования по тарифу, предусматривающему условие о получении обратно стоимости билета при его возврате, либо по тарифу, не предусматривающему такого условия.
Ответственность за употребление алкогольной продукции в общественных местах
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за потребление алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах.
Так, согласно ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
В соответствии с частью 2 указанной статьи потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В 2019 году изменился порядок налогообложения земельных участков
C 1 января 2019 года вступили в силу законодательные изменения в порядок налогообложения земельных участков.
В частности, независимо от оснований с 2019 года перерасчета земельного налога для физических лиц не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.
Меняется и порядок применения кадастровой стоимости земельных участков при налогообложении. Так, в случае оспаривания кадастровой стоимости ее новое значение, установленное после 1 января 2019 года решением комиссии или суда, будет учитываются при определении налоговой базы с даты начала налогообложения земельного участка по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1. ст. 391 Налогового кодекса).
Для лиц предпенсионного возраста (то есть лиц, соответствовавших условиям для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года) предусмотрен налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка.
Вводятся льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных НТЦ, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (подп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).
Налоговую декларацию по земельному налогу (форма 1153005) в 2019 году организации будут представлять по новой форме. В ней учтены изменения в порядке налогообложения земельных участков: внесены правила, позволяющие с 2018 года исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади).
Изменения могут произойти также на региональном и муниципальном уровне, так как органы исполнительной власти субъектов РФ имеют полномочия утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель, а органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки и льготы.
Ответственность велосипедиста за нарушение Правил дорожного движения
Велосипед, согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, является транспортным средством.
Как правило, движение велосипедистов по автодорогам запрещается. Правилами дорожного движения разрешено движение на велосипедах по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. В случае отсутствия велодорожек и тротуаров разрешено движение по правому краю проезжей части или обочине.
Дети в возрасте до 14 лет могут передвигаться на велосипедах только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Движение по обочинам и дорогам велосипедистам младше 14 лет запрещено. Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ.
Таким образом, практически за любое нарушение правил дорожного движения, допущенное при движении на велосипеде, управляющее им лицо может быть привлечено к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей.
Субъектами административных правонарушений по указанной статье могут быть участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста. На основании ч. 3 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего лица до 16 лет должно быть прекращено в связи с недостижением им возраста привлечения к административной ответственности.
Однако в данном случае может быть рассмотрен вопрос об ответственности родителей по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).
Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 155) установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Требования к содержанию квитанций об оплате, согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, должны содержать, в числе прочего:
- наименование исполнителя и сведения о нем;
- указание на оплачиваемый месяц;
- наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов на каждый вид коммунального ресурса, единицы измерения их объемов;
- объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период, и размер платы за каждый из них;
- размер повышающего коэффициента (в случае его применения);
- объем каждого вида потребленных коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, в расчете на каждого потребителя;
- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды;
- сведения о размере перерасчета платы за коммунальные услуги с указанием оснований;
- сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
- сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
- сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю.
В случае нарушения исполнителем требований к содержанию платежного документа, потребитель вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию Курганской области, а в случае несогласия с начислениями – в суд об обязании управляющую организации произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств запрещается.
Статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления,
- на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей,
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления,
- на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.
Вышеизложенное относится также и к пропаганде психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Если в соответствии с медицинским заключением работник не может исполнять свои трудовые обязанности, работодатель с его письменного согласия обязан перевести такого работника на другую, имеющуюся в организации работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.
В случае отказа работника от постоянного или временного (на срок более 4 месяцев) перевода на другую работу, либо отсутствия у работодателя подходящей работы, работник подлежит увольнению по п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
В целях исключения произвольного применения данного основания прекращения трудового договора необходимость перевода работника на другую работу должна быть установлена специализированным органом и зафиксирована в медицинском заключении.
Отказ работодателя предоставить работнику имеющуюся в организации работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, может быть обжалован в Государственную инспекцию труда Республики Карелия.
Спор о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением подлежит рассмотрению в районном суде по месту нахождения организации, месту жительства или пребывания работника.
Такие гражданские дела рассматриваются с обязательным участием прокурора, дающего заключение по существу спора.
Срок на обращение за судебной защитой – 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
От уплаты госпошлины за рассмотрение спора судом истцы освобождены.
6 октября 2018 года вступили в силу изменения в Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Поправки коснулись увеличения сроков хранения государственных регистрационных знаков транспортных средств, прописан упрощенный порядок прекращения регистрации автомобиля в случае его хищения или отказа собственника на застрахованное имущество.
Кроме того, в новой редакции правил упрощена процедура регистрации замены двигателя транспортного средства, а также регламентированы вопросы введения электронных паспортов транспортных средств.
Также у автолюбителей появилась возможность восстанавливать регистрацию транспортного средства, ранее аннулированную вследствие внесения изменений в конструкцию автомобиля.
Федеральным законом от 02.10.2018 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за неисполнение решения суда о прекращении распространения или об опровержении информации.
Согласно изменениям, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, повлечет наложение штрафа: на граждан - в размере от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, на должностных лиц - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.
В случае неисполнения должником указанных требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, предусматривается следующее наказание: штраф для граждан в размере от 10 тысяч до 25 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 10 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов; штраф для должностных лиц - от 15 тысяч до 50 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до двухсот часов; штраф для юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.
Дела об указанных административных правонарушениях будут рассматриваться судьями, а протоколы составляться должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Федеральным законом от 11.10.2018 года № 362 в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актах и проектов нормативных правовых актов» определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:
- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- международными и иностранными организациями;
- гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- НКО, выполняющими функции иностранного агента.