В Постановлении Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» указывается, что можно провести аналогию закона и ограничить приобретенные права усыновителя, если ребенку опасно с ним находиться по объективным обстоятельствам (например, болезнь, стечение тяжелых обстоятельств).
Уточняется, понятие жестокого обращения с детьми, которое может грозить лишением родительских прав. При этом, указанное толкование носит расширенный характер и направлено на защиту детей. В частности, жестоким обращением предлагается считать склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкоголя и наркотиков, препятствия в получении общего образования. Кроме того, лишить прав могут тех родителей, которые вовлекают детей в деятельность организаций, запрещенных на территории РФ (например, ИГИЛ).
В целом постановление направлено на защиту детей и исходит из того, что они должны воспитываться в семье. В частности, Верховный Суд РФ напоминает судам, что тяжелое материальное положение – это еще не повод изъять ребенка у родителей во внесудебном порядке. Усыновителя, опекуна, попечителя не могут лишить родительских прав из-за психического расстройства или иного хронического заболевания. С другой стороны, суд вправе отменить усыновление, если усыновитель – хронический алкоголик или наркоман, злоупотребляет своими родительскими правами или не выполняет обязанности, жестоко обращается с усыновленным.
Если суд решает вопрос о восстановлении родительских прав, он должен оценить, изменились ли образ жизни и поведение родителей, а также их отношение к ребенку. При этом обязательно надо учитывать мнение самого ребенка, если ему больше 10 лет. Если меньше, его тоже можно опросить, если суд решит, что ребенок может высказать свою точку зрения.
Дела об ограничении или о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах рассматриваются судами с участием прокурора.
С участием прокурора исходя из аналогии закона подлежат рассмотрению также дела об отмене ограничения родительских прав и дела о признании недействительным акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка и о возврате его в семью с учетом того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Семейного кодекса РФ в случае отобрания ребенка в связи с непосредственной угрозой его жизни или здоровью прокурор незамедлительно уведомляется об этом органом опеки и попечительства».